Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Одаренные дети


Одаренные дети

Занятие с элементами тренинга для одаренных детей «Покоряя вершины»

Актуальность

В настоящее время проблема одаренности является одной из актуальных проблем образования.

Формирование творческой личности, развитие индивидуальных способностей и таланта является приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса школы.

Но далеко не каждый ребенок может самостоятельно раскрыть и использовать свои способности: одним мешает излишняя застенчивость, другим – неумение концентрироваться, третьим — повышенная возбудимость, неспособность справиться с эмоциями и т.д. У одаренных детей часто имеются коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. У многих одаренных детей мы можем наблюдать протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша и неуспеха.

Поэтому возникает необходимость в проведении занятий направленных на преодоление этих проблем, а так же воспитывать у школьников уверенность в своих силах и готовность достойно преодолевать испытания.

Цель: Создать условия способствующие благоприятному психологическому климату в среде одарённых (высоко мотивированных) школьников.

Задачи:

  • Формировать установку на активную творческую работу, установку на самоанализ и обязательный успех.
  • Выработать у детей психологическую готовность к ситуации оценивания (результату)
  • Развивать коммуникативные навыки, навыки ораторского искусства
  • Развивать уверенность в себе

Целевая аудитория: учащиеся 7-8 классов

Ход занятия:

Занятие начинается с разминки, состоящей из коротких эмоционально насыщенных игр-заданий, создающих радостное приподнятое настроение и мотивацию к дальнейшей работе в основной части занятия.

Игра «Мы вместе!» участники разбиваются на пары и выкидывают по команде произвольное количество пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало, громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: «Мы вместе!». Затем то же происходит в четверках, восьмерках, пока не объединится вся группа и не выкинет одномоментно одно и то же количество пальцев.

Игра «Чем мы похожи»

Участники разбиваются на микро-группы по 3 человека. В ходе короткого свободного общения в "тройках" ребята должны найти несколько общих признаков, которые объединяют всех членов группы. Затем группы представляют результаты.

Основная часть

Притча «Открытые возможности»

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.
Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь ждал... но ничего не произошло.

"Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.

Человек был озадачен. "Я не представляю, о чем ты говоришь", — сказал он.

"Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?" — спросил ангел.

Человек кивнул. "Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в царстве".

"И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы а помощи и остался дома". Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке. "Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе", — сказал ангел. "Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что оно никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?" Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы. "Да, мой друг, — сказал ангел, — оно стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь".

Рефлексия:

- Какой урок мы вынесем из данной притчи? (Какова мораль?)

-По какой причине человек не мог добиться того, что было возможно? (боялся, не хотел рисковать, испуг, не уверенность в себе и своих силах и т. д.)

Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их. Действительно, мы часто сомневаемся в себе, в своих возможностях, упуская шанс, зачастую человеку мешают добиться желаемого его комплексы и неуверенность в себе, в своих силах.

-Кто из вас знает, что такое ресурс. (Да это личное качество или свойство организма, помогающее достичь поставленной цели).

Упражнение «Стаканчик»

На ладонь ставится мягкий бумажный стаканчик и участники группы получают следующую инструкцию: «представьте, что этот стаканчик - сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза), в него вы можете положить то, что для вас действительно дорого, то, что вы любите». На протяжении нескольких минут в аудитории царит молчание и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными переживаниями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и, что им захотелось сделать и т.д. Возможно проведение параллели переживания «здесь и сейчас» на ситуацию общения:

  • Когда возникают такие же чувства?
  • Кто ими управляет?
  • Куда они исчезают потом?

Заключительная фраза психолога может быть следующей: «то, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которая возникает у вас, в различных ситуациях, в том числе и в общении с другими людьми».

Упражнение «Дом, который построили МЫ»

Цель: совершенствование коммуникативных навыков.

Участники должны совместно нарисовать дом. Лист бумаги разрезан на три части. Группа подростков делится на три подгруппы, и каждая получает свою часть листа. Рисование проходит в разных частях аудитории. При этом задача состоит в том, чтобы после склеивания трех частей листа получилось единое изображение дома. Это задание предполагает высокую степень координации внутри подгрупп и между подгруппами. Участники должны договориться об общей композиции рисунка, о цвете отдельных деталей дома. В конце упражнения части складываются в целое.

Рефлексия:

  • Комфортно ли работалось в группе?
  • Как удалось договориться?
  • Кто руководил работой в группе?
  • Как удалось договориться подгруппам?
  • Довольны ли результатом?

Упражнение «Выступление»

Данное упражнение является итоговым в основной части тренинга, оно позволяет актуализировать опыт, полученный в ходе работы. Это упражнение проводится в несколько этапов.

  1. Участникам предлагается представить себя в роли ученых на международной конференции, на которой каждый должен выступить с докладом перед аудиторией.
  2. Перед выполнением упражнения проводится беседа «Какого оратора приятно и интересно слушать?», в ходе беседы участники сами формулируют составляющие успешного выступления. (Как правило, это внешний вид, направленность взгляда на аудиторию, высота голоса, жестикуляция, положение тела, выражение лица, эмоциональность).
  3. Каждый участник получает произвольный текст выступления научного стиля (рассказ о животных, географическом объекте и т.п.). При выполнении упражнения участники наблюдают за поведением выступающего (жесты, поза, интонация, выражение лица, эмоциональность и т.д.).

Рефлексия:

- На что нужно обратить внимание?

В ходе обсуждения выясняется, что очень важно уметь управлять своим состоянием, а именно, справиться с волнением.

Завершающий этап

Упражнение «Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладется небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, ученикам задаются вопросы:

— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

Игра «Пожелания» Участники перемещаются в случайном порядке, встречаются попарно, смотрят в глаза друг другу и высказывают какое-нибудь пожелание, комплимент или благодарность.

 

Литература

  1. Берубе Дж., Венгер А.Л., Дозорцева Е.Г., Морозова Е.И. Групповая работа с подростками. // Когнитивно-бихевиоральная психотерапия детей и подростков. – СПб: Речь, 2003. – С. 255-298.
  2. А.Л.Венгер, Е.И.Морозова, В.А.Морозов, Р.А.Галиева. Опыт построения группового тренинга для одаренных детей. http://www.igra-msk.ru/publications-1.htm
  3. Вачков Игорь Викторович Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Издательство "Ось-89", 1999.
  4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Академия, 2002. – 144 с.
    Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с.
  5. Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 362 с.
  6. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
  7. Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие//Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. —М.:Международная педагогическая академия, 1995.
  8. Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. - Спб.:Питер, 2009. - 448с.

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Одаренные дети

Соседние подразделы:
Подготовка выпускников к экзаменам и ЦТ
Профориентация
Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Выберите язык сайта

Президент Республики Беларусь

Год качества

Школьное питание

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

POMOGUT.BY

«Не жди белочку – туши окурок!»

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный образовательный портал

Безопасное детство

Национальный детский технопарк

Детский правовой сайт

Школа активного гражданина

МЧС Беларуси

БРСМ

Беларусь Библиотечная

Абитуриент.by

Куда поступать

Молодежь против

Единый информационно-образовательный ресурс

eior.by

kids.pomogut.by

https://kids.pomogut.by/

Занятость

Молодежь.бел.

Молодежь.бел.

НЦЗПИ

«Учебный центр» РУП «Гомельэнерго»

Учебные и методические материалыОТ УЛЫБКИ ЛУЧШЕ СТАЛ УРОК,ОТ УЛЫБКИ ЛУЧШЕ ЛАДИТСЯ РАБОТА,УЛЫБНИСЬ, ВЕДЬ ТЫ ЖЕ ПЕДАГОГ,УЛЫБНИСЬ, КОГДА ТЕБЕ КРИЧАТЬ ОХОТА....
Открыть раздел Учебные и методические материалы
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО: На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы....
Открыть раздел Права и обязанности педагогов
Список интернет-сайтов для учителей Сайт Президента Республики Беларусь http://www.president.gov.by Министерство образования Республики Беларусь http://www.minedu.unibel....
Открыть раздел Полезные ссылки
Президентом Республики Беларусь 20 мая 2020 г....
Открыть раздел Марракешский договор
The LineAct Platform