Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Золотые правила учителя

Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Имитационные

Неимитационные

Игровые

Неигровые

 

ролевые игры;

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

имитационные упражнения;

тренинг и др.

проблемные семинары;

тематические дискуссии;

проблемные лекции;

круглые столы;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и  т.д.) и др.

Игровое проектирование на основе метода проектов.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения  включает:

  1. Метод мозговой атаки

1.1. Прямая мозговая атака

1.2. Массовая мозговая атака

1.3. Мозговой штурм 

  1. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов)
  2. Метод многомерных матриц (метод морфологического анализа)
  3. Метод свободных ассоциаций
  4. Метод инверсии
  5. Метод эмпатии
  6. Метод синектики
  7. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).
  8. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.
  9. Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.
  10. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.
  11. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.
  12. Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, ра зрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.
  13. Метод синектитки (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Понятно, что многое зависит от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных способностей.

  1. Контакт глазами.

Пристально посмотрите на ученика. Он знает, что он делает. И знает, что я знаю, что он делает. И он знает, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) - это все внимание, которое он «выручил» за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.

  1. Встаньте рядом.

Физическое приближение - это так же инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и станьте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети поймут, что делают что-то не так, при этом делать это рядом с учителем не так-то и удобно.

  1. Используйте имя ученика.

Этот прием позволяет одновременно дать минимальное внимание «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме ...».

  1. Секретный сигнал.

С некоторыми из учеников можно договориться о прекращении их шалостей на уроках. Стоит попробовать один-на-один поинтересоваться, что нужно сделать вам, учителю, чтобы ученик спокойно сидел во время объяснения вами материала другим детям. Может случиться, что вы договоритесь с учеником о «секретном сигнале», который вы будете иногда подавать учащемуся, когда нужно будет сосредоточиться на работе. Быть может это будет подмигивание, или характерный жест руками и т.д. ребенок сам может предложить какой-либо жест, и для него это будет означать, что вы «играете по его правилам».

  1. Доводите до предела демонстративную выходку учащегося.

Учеников, которые не встают в начале урока, приветствуя учителя, можно заставить простоять весь урок; ученики, которые постоянно болтают, пускай весь урок пересказывают, объясняют или читают новый материал.

  1. Включите-выключите свет.

Старый испытанный способ. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько мгновений. Верните все обратно, можно даже поблагодарить учащихся за внимание, которое они вам уделили и продолжите урок.

  1. Манипулируйте голосом.

Этот прием основывается на рефлексах. Тихий голос заставляет учащихся непроизвольно прислушиваться и отвлекает их от нарушения дисциплины, обращая внимание на шепот говорящего. Можно и наоборот: резко, неожиданно для всех, но очень спокойно повысить голос и сразу же вернуться к обычной интонации. Помните, что больше всего ученики не любят учителей, «которые орут». Когда мы говорим с ними спокойно, они делают то же самое.

  1. Поговорите со стеной!

Прием лучше срабатывает в 1-6 классах, когда ученики нарушают дисциплину, повернитесь к стене (или. портрету ученого, писателя} и. начните громко монопог. «Уважаемая стена, ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас: одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. А видишь ли ты ученика, пускающего самолетики? Как ты считаешь, что случилось с таким замечательным классом сегодня?» Обратив внимание учащихся на свою шутку, вы сможете спокойно продолжить урок.

  1. Временно прекратите вести урок.

Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок» - вот все, что иногда можно будет сказать. Даже если кто-то из учеников и не заметит вашего молчания и бездействия, на это внимание ученика быстро обратит весь класс, весомо дав понять, что он один не слушал учителя.

  1. Попросите об одолжении.

«Саша, собери, пожалуйста, сочинения», «Маша, помоги мне снять таблицу с доски» и т.д. Только не используйте этот прием часто, но как единовременная мера он работает хорошо.

Шаги беспроигрышного решения конфликтов (по Т. Гордону)

Шаги

Цели

Действия родителя

Шаг! Распознание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив

ШагЗ. Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого

Вынести на обсуждение вопросы типа «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.

Шаг 6. Контроль и оценка результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВНОМУ СЛУШАНЬЮ

Активное слушанье помогает установлению доверительных отношений и показывает ученику, что вы его слушаете, слышите и понимаете. Используется тогда, когда негативные чувства возникают у ребенка и он пытается их выразить вам. Ваша правильная реакция - залог успешного и бесконфликтного взаимодействия. Активное слушание:

  1. Постарайтесь «прочесть» чувства ребенка за его словами.
  2. Попытайтесь определить их и дать им имена.
  3. Проверьте у ребенка, правильно ли вы определили его чувства.
  4. Дайте ему возможность уточнить вашу догадку или поправить вас, если она неверна.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Я-высказывания больше похожи на информацию к размышлению, чем на обвинения, унижения или оскорбления. Они позволяют делать замечания, не осуждая при этом ученика, и утверждать себя таким образом, чтобы при этом никто не чувствовал себя победителем или побежденным, виноватым или невиновным. Используются я-высказывания тогда, когда негативные чувства возникают у педагога, и позволяют честно и в мягкой форме сказать учащимся о том, как на них отражается поведение детей. Формулируйте «Я-высказывания» следующим образом:

первая часть содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения ...»;

вторая часть называет чувства учителя в этот момент: «...я чувствую сильное раздражение»;

третья часть описывает эффект от плохого поведения: «... потому что я теряю мысль» «... класс отвлекается и не слышит новый материал»;

четвертая часть может содержать просьбу: «... пожалуйста, перестань».

Бывают ситуации, когда эффективнее не просто крикнуть ученику «Прекрати немедленно!!!», а сообщить ему о своих негативных чувствах, выбрав соответствующую интонацию доверия и искренности.


1. Дайте возможность партнеру выразить негативные эмоции, т.е. «выпустить пар».
2. Попросите партнера обосновать свои претензии.
3. Пытайтесь снизить агрессивный настрой партнера, используя различные
приемы, например, попросите совета по отвлеченному, но важному поводу.
4. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своем отношении к
конкретным действиям и поступку.
5. Попросите партнера сформулировать желаемую цель, пути и варианты
достижения ее.
6. В любом случае дайте возможность партнеру «сохранить лицо».
Сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.
7. Доброжелательно проговорите основное содержание претензий
партнера для опровержения или подтверждения правильности понимания его
высказываний. Например: «Правильно ли я Вас понял».
8. Предложите партнеру высказать свои возражения и возможные варианты
решения конфликта.
9. Пытайтесь выстраивать диалог «на равных».
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете себя виноватым.
11. Сделайте совместный выбор наиболее оптимального способа разрешения
конфликта и оговорите взаимоотношения на будущее.
12. Независимо от результатов взаимодействия старайтесь сохранять деловые
отношения сотрудничества и взаимопомощи.


Соседние подразделы:
Методическая копилка
Республиканские контрольные работы
Рекомендации педагогам
Молодому специалисту
Советы педагога-психолога

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Выберите язык сайта

Президент Республики Беларусь

Год качества

Школьное питание

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

POMOGUT.BY

«Не жди белочку – туши окурок!»

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный образовательный портал

Безопасное детство

Национальный детский технопарк

Детский правовой сайт

Школа активного гражданина

МЧС Беларуси

БРСМ

Беларусь Библиотечная

Абитуриент.by

Куда поступать

Молодежь против

Единый информационно-образовательный ресурс

eior.by

kids.pomogut.by

https://kids.pomogut.by/

Занятость

Молодежь.бел.

Молодежь.бел.

НЦЗПИ

«Учебный центр» РУП «Гомельэнерго»

Учебные и методические материалыОТ УЛЫБКИ ЛУЧШЕ СТАЛ УРОК,ОТ УЛЫБКИ ЛУЧШЕ ЛАДИТСЯ РАБОТА,УЛЫБНИСЬ, ВЕДЬ ТЫ ЖЕ ПЕДАГОГ,УЛЫБНИСЬ, КОГДА ТЕБЕ КРИЧАТЬ ОХОТА....
Открыть раздел Учебные и методические материалы
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО: На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы....
Открыть раздел Права и обязанности педагогов
Список интернет-сайтов для учителей Сайт Президента Республики Беларусь http://www.president.gov.by Министерство образования Республики Беларусь http://www.minedu.unibel....
Открыть раздел Полезные ссылки
Президентом Республики Беларусь 20 мая 2020 г....
Открыть раздел Марракешский договор
The LineAct Platform