Сто шестой выпуск «PISA in Focus» посвящен результатам проведенного под эгидой ОЭСР международного исследования по финансовой грамотности учащихся в рамках PISA (международного сравнительного исследования по оценке образовательных достижений учащихся) 2018 г. (опубликован в мае 2020 г.).
Как отмечают авторы издания, кризис, связанный с COVID-19, обнажил характерную для современной ситуации экономическую, финансовую неопределенность и нестабильность, с которой сталкивается население в различных странах. В этих реалиях предстоит жить и работать нынешней 15-летней молодежи (отметим, что исследование проводится среди данной возрастной категории учащихся).
Справочно:
Основная цель исследования финансовой грамотности состоит в том, чтобы определить, насколько 15-летние учащиеся готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
Задания для оценки финансовой грамотности строятся на содержании, структурированном по темам «деньги и операции с ними», «планирование и управление финансами», «риски и вознаграждения», «финансовая среда», и выполнении таких познавательных действий, как выявление финансовой информации, анализ информации в финансовом контексте, оценка финансовых проблем, применение финансовых знаний. В исследовании PISA используются ситуационные (контекстные) задания. Представлены четыре типа ситуаций: образовательный и профессиональный (образование и работа), домашний и семейный (дом и семья), личностный (личные траты, досуг и отдых) и общественный (сообщество и гражданин сообщества).
Овладение финансовой грамотностью оценивается пятью уровнями. Решению финансовых задач в повседневной жизни в достаточной степени соответствует третий уровень (Ковалева, Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 2. С. 31–43).
Впервые данное направление исследования появилось в 2012 г. В 2018 г. проходил третий цикл исследования. В нем приняли участие 117 тысяч 15-летних подростков из 20 стран, представляя 13,5 миллионов учащихся этих стран:
- 13 стран и экономик ОЭСР: Австралия, Испания, Италия, семь провинций Канады, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия, США, Финляндия, Чили и Эстония;
- 7 стран-партнеров, не входящих в ОЭСР: Болгария, Бразилия, Грузия, Индонезия, Перу, Россия и Сербия.
Во всех трех циклах оценки финансовой грамотности (2012, 2015 и 2018 гг.) приняли участие семь стран: Австралия, Испания, Италия, Польша, Россия, Словакия и США.
График 1. Распределение школьников по уровням финансовой грамотности (в %).
Страны и административные единицы расположены в порядке убывания процентов по уровню 2 и выше.
Страны-лидеры рейтинга PISA-2018 – Эстония, Финляндия и Канада; страны с наименьшими баллами – Перу, Грузия и Индонезия.
Самый высокий уровень финансовой грамотности продемонстрировали учащиеся Эстонии. Их результат превысил средний международный на 69 баллов и составил 547 баллов. Результаты учащихся Финляндии, семи провинций Канады, Польши и Австралии также превысили средний международный результат.
Среднее значение финансовой грамотности по всем странам, принявшим участие в исследовании PISA-2018, – 478 баллов. Для стран, принявших участие в исследовании и входящих в ОЭСР, среднее значение – 509 баллов.
Самый высокий – пятый – уровень финансовой грамотности продемонстрировал практически каждый десятый школьник стран ОЭСР. Эти учащиеся справились с заданиями на понимание сложных финансовых явлений и анализ информации в финансовом контексте.
Самый низкий уровень (первый и ниже) финансовой грамотности продемонстрировали 15 % школьников стран ОЭСР. Более трети учащихся таких стран, как Бразилия, Болгария, Грузия, Индонезия и Перу, смогли лишь указать на различия между потребностями и желаниями, принять простые решения относительно ежедневных расходов, а также указать назначение часто используемых финансовых документов.
Для стран – участниц ОЭСР выявлена сильная зависимость между результатами по финансовой грамотности и результатами по математической и читательской грамотности. 80 % разброса результатов по финансовой грамотности объясняется результатами по математике и чтению. Остальные 20 % вариации результатов – факторами, относящимися исключительно к оценке финансовой грамотности.
Для участников из Австралии, Бразилии, Канады, Чили, Эстонии, Финляндии, Литвы и США эта связь выражена слабее. В этих странах учащиеся продемонстрировали более высокие баллы по финансовой грамотности, чем того можно было ожидать на основе полученных ими результатов по математике и чтению.
Обратная картина характерна для результатов по финансовой грамотности учащихся Болгарии, Грузии, Индонезии, Италии, Перу, Польши, Сербии и Словакии. Их результаты оказались хуже, чем ожидалось, исходя из результатов по математике и чтению.
Что касается гендерных различий в финансовой грамотности учащихся, то исследование показало следующее:
- в среднем по всем странам – участницам PISA-2018 разница результатов мальчиков и девочек составляет всего один балл;
- в странах ОЭСР мальчики получили на два балла выше по сравнению с девочками (в частности, в Италии, Перу, Польше), однако у мальчиков оказался бóльший разброс результатов;
- в странах – партнерах ОЭСР девочки получили более высокие баллы, чем мальчики. Однако с учетом результатов по математике и чтению мальчики превзошли девочек на 10 баллов.
Различие в уровне финансовой грамотности учащихся с высоким и низким уровнем социально-экономического и культурного статуса семей учащихся стран ОЭСР составляет 78 баллов (практически один уровень). Максимальный разрыв по данному критерию – около 100 баллов – среди учащихся Болгарии, Перу и Словакии; минимальный – около 60 баллов – Эстонии, Индонезии и Латвии.
С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.
Источник:
PISA in Focus. 2020/106 (May). PISA 2018 results: Are Students Smart about Money? – OECD [Electronic resourсe]. – 2020.