Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.

Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:

- в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

- в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.  

Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.

В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования. 

В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.

Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:

– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;

– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.

Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 1) и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 2).

Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.

Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете. 

Приложение 1

к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания

Диагностическая карта

психолого-педагогического сопровождения

(фамилия, имя ребенка, класс (группа), дата рождения)

обучающегося по учебному плану _________________________________________________________________

(учебный план)

Учитель-дефектолог _______________________________________ (Ф.И.О.):

Необходимо создание адаптивной образовательной среды:

(Если да, то какой?)

Ресурсы ребенка (положи-тельные стороны, на кото-рые можем опереться)

Трудности в усвоении учебной программы

Проблемы в поведении

Проблемы в органи-зации деятельности

Классный руководитель (воспитатель) _____________________________________ (Ф.И.О.):

Участие в мероприятиях

Особенности поведения

Взаимоотношения с детьми класса (группы)

Поручение в коллективе

Интересы и увлечения

Педагог-психолог _________________________________________ (Ф.И.О.):

Ресурсы ребенка

Статус в коллективе

Особенности эмо-ционально-волевой сферы

Особенности личности

Мотивация

к обучению

Адаптация

к обучению

Педагог социальный _______________________________________ (Ф.И.О.):

Характеристика семьи

Стиль семейного воспитания

Уровень педагогичес-кой компетентности родителей

Внеурочная занятость

Учителя-предметники _____________________________________ (Ф.И.О.):

Трудности в усвоении учебной программы

Проблемы в поведении

Проблемы в организации деятельности

              

Заполняется со слов законных представителей:

Положительные качества, на которые можно опираться

Проблемы в поведении

Интересы и увлечения

Выводы (результаты работы за год):

(какие выявленные проблемы были решены, каких успехов добились, какие проблемы остались, направления работы на следующий учебный год).

                            Приложение 2 

к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения

(Фамилия, имя ребенка, класс (группа), дата рождения)

обучающегося по учебному плану ___________________________________________________________________

Выявленные

проблемы, трудности

Причины

Цель работы

(результат, который хотим получить)

Мероприятия по достижению поставленной цели

Сроки

Ответственные за выполнение

Примечания

(отметка о выполнении, замечания)

Участники группы психолого-педагогического сопровождения: _________________________________________

Примечание:

- индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения разрабатывается на заседании группы психолого- педагогического сопровождения на основе диагностической карты психолого-педагогического сопровождения;

- в случае необходимости по каждой из выявленных проблем разрабатывается отдельный план мероприятий.

Источник: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ( Заместитель Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко от 26 августа 2016 г.)

Для сведения:

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

•        предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

•     помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

•         коррекция эмоционально – волевой сферы;

•         психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;

•        всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;

•        утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;

•        коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;

•        рассмотрение конфликтных аспектов;

•        включение родителей в деятельность группы сопровождения;

•        повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

Принципы психолого-педагогического сопровождения.

1.    Рекомендательный характер.

2.    Приоритет интересов сопровождаемого.

3.    Непрерывность сопровождения.

4.    Мультидисциплинарность.

Этапы сопровождения:

1.    Аналитический.

2.    Диагностический.

3.    Практический.

4.    Рефлексивный.

Факторы успешной работы группы:

•         необходимость тщательной диагностики;

•          необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;

•          необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;

•          необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

•       необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;

•          включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.

Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.

Представитель администрации.

• руководитель службы сопровождения:

• перспективное планирование деятельности службы;

• координация деятельности и взаимодействия специалистов;

• контроль над организацией работы, анализ эффективности.

Учитель-дефектолог.

•         проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;

•         осуществление образовательной работы;

•         осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).

Учитель класса.

•         выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);

•         учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.

Воспитатель группы продленного дня.

•         определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;

•         реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.

Педагог-психолог:

•         психологическая диагностика;

•         психокоррекция;

•         психологическое консультирование;

•         разработка  рекомендаций другим специалистам.

Педагог социальный:

•         объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;

•         изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;

•         решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

Медицинский работник:

•         организация и контроль антропометрии;

•         разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;

•         обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;

•         ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.

Области деятельности специалистов.

Педагог-психолог.

•         результаты познавательной сферы ребенка;

•         особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.

•         особенности межличностных отношений ребенка;

•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.

Педагог социальный.

•         характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;

•         жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;

•         конфликтные аспекты в работе с семьей.

Учитель-дефектолог.

•         трудности в усвоении программы;

•         поведенческие особенности ребенка;

•         рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);

•         особенности речевого развития ребенка;

•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;

•         возможности коррекции и прогноз.

 Воспитатель.

•         навыки самообслуживания;

•         характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;

•         особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;

•         формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.

 Учитель музыки.

•         способности к творческой деятельности;

•         возможности использования  эстетопсихотерапевтических     приемов в коррекции проблем ребенка.

 Учитель физической культуры.

•         активность на занятиях;

•         предпочтения в упражнениях;

•         понимание команд, координация движений.

Организация взаимодействия  специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.

• Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:

 - определение целей и задач;

 - определение состава;

 - назначение руководителя;

 - определение направлений деятельности.

• Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.

• Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным  и личностным качествам коллег.

• Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.

• Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.

• Внесение  корректив в работу команды для повышения  результативности.

В помощь специалистам:

Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания

Сопровождение педагогом-психологом несовершеннолетних с особенностями психофизического развития (из опыта работы)

Рекомендации педагогу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы:

- обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе обучения и воспитания;

- максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в общество;

- организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;

- формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с особенностями психофизического развития, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;

- формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;

- оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с особенностями психофизического развития, развивать у него веру в свои силы и возможности;

- создавать  атмосферу  эмоционального  комфорта  на  занятиях  с  целью сохранения  физического, психического и нравственного здоровья;

- принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития через использование средовых ресурсов;

- осуществлять консультирование законных представителей ребенка;

- принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с особенностями психофизического развития ;

- принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;

- соблюдать профессиональную этику.       

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Задачи дефектологической службы
Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР
Особенности работы с детьми с ОПФР
Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении
Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребенка
Дети с особенностями психофизического развития и их особые образовательные потребности

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Выберите язык сайта

Президент Республики Беларусь

Год качества

Школьное питание

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

POMOGUT.BY

«Не жди белочку – туши окурок!»

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный образовательный портал

Безопасное детство

Национальный детский технопарк

Детский правовой сайт

Школа активного гражданина

МЧС Беларуси

БРСМ

Беларусь Библиотечная

Абитуриент.by

Куда поступать

Молодежь против

Единый информационно-образовательный ресурс

eior.by

kids.pomogut.by

https://kids.pomogut.by/

Занятость

Молодежь.бел.

Молодежь.бел.

НЦЗПИ

«Учебный центр» РУП «Гомельэнерго»

Своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и оказание им квалифицированной дефектологической помощи; Раннее диагностирование детей с ОПФР, учёти...
Открыть раздел Задачи дефектологической службы
Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР Общие рекомендации Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“....
Открыть раздел Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР
Особенности работы с детьми с ОПФР Только тогда станешь чело­веком, когда научишься видеть человека в другом. А. Н....
Открыть раздел Особенности работы с детьми с ОПФР
Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении Памятка для родителей Принимать ребёнка таким. Каким он есть. Исходить из интереса ребёнка....
Открыть раздел Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении
Формирование речи ребенка зависит от многих факторов. Конечно, основополагающим является речь родителей и ближайшего окружения....
Открыть раздел Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребенка
Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации...
Открыть раздел Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР
Президентом Республики Беларусь 20 мая 2020 г....
Открыть раздел Марракешский договор
The LineAct Platform