Комплексная система мер,
направленная на пропаганду здорового питания
и формирование правильного пищевого поведения учащихся
в государственном учреждении образования
«Средняя школа № 1 г.Хойники»
Пояснительная записка
Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». В школе значимым направлением в образовательном процессе является воспитание здорового человека. Школьник – это бурно растущий и постоянно развивающийся организм. Для детей школьного возраста основополагающим фактором здоровья является питание. При составлении меню школьника следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента – главного строительного материала для растущего детского организма. Правильно организованное рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Растёт число учеников с нарушениями зрения, заболеваниями органов пищеварения, с психоневрологическими отклонениями. Причины тому не только учебная нагрузка, неправильный режим дня, слабый медицинский контроль, но и плохое питание. В связи с этим организация питания во время пребывания учащихся в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддерживания здоровья детей и подростков. Основная проблема современного человека — это неправильное питание, ведущее к нарушениям обмена веществ. Для реализации комплекса мер по организации питания учащихся в учреждении образования необходимо повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания. Рациональное питание обучающихся – это одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Поэтому особое внимание уделяется вопросу организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны в школе.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры питания в системе общего среднего образования обусловлена рядом объективных причин:
фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
С 1 сентября 2023 года ГУО «Средняя школа № 1 г.Хойники» перейдёт на новые принципы организации питания обучающихся.
Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед, полдник. Для учащихся 5-11 классов будет организован завтрак и обед.
Количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учреждении образования:
от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;
от 6 до 10 часов – двухразовое;
более 10 часов – трехразовое.
Чтобы еда нравилась всем школьникам, постановлением предусмотрена разработка дневного и на его основе примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся.
Нормативное правовое обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 17 января 2022 г. №29 Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 23 августа 2023 г. № 555 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 октября 2019 г. № 694 Об организации питания обучающихся;
Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 декабря 2022 г. № 870 Об эксперименте по организации питания обучающихся;
Государственный школьный стандарт;
Методические рекомендации по разработке и реализации в учреждениях общего среднего образования Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся.
ЦЕЛЬ: формирование у учащихся ценностного отношения к основам культуры питания.
ЗАДАЧИ:
предоставить качественное, безопасное и сбалансированное питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их законных представителей;
повысить уровень знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризировать и повышать привлекательность здорового школьного питания;
формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
освещать вопросы организации правильного питания перед педагогической и родительской общественностью.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
улучшение состояния здоровья школьников по показателям заболевания, зависящим от качества питания;
100% охват питанием обучающихся;
обеспечение благоприятных условий для организации режима дня для детей;
сокращение количества отходов в школьной столовой.
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МЕР,
направленная на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 1 г.Хойники»
на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки выполнения |
Ответственный |
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|||
1. |
Инструктивно-методическое совещание с классными руководителями об организации школьного питания |
Август, 2024 |
Хатылёва Е.А. заместитель директора по учебной работе |
2. |
Проведение классных часов, родительских собраний по вопросам организации здорового питания |
С 1 сентября 2024 года |
Классные руководители |
3. |
Проведение недели здорового питания - мастер-классы по приготовлению блюд; - выставка литературы в библиотеке «Витаминная азбука»; - конкурсы видеороликов о здоровом питании, о приготовлении обучающимися полезных блюд, фотографий, фотоколлажей «Здоровое питание моей семьи», плакатов и др.; - викторины |
Март, 2025 |
Авдеенко Т.В. учитель трудового обучения; Классные руководители |
4. |
Проведение тематических классных часов, в том числе, с привлечением медицинских работников («Здоровое питание – здоровая нация», «Здоровое питание – основа здоровья», «Азбука здорового питания», «Как питаться правильно», «Я и мое здоровье», др.) |
В течение года |
Классные руководители |
5. |
Изучение отдельных аспектов здоровьесбережения и самосохранного поведения в рамках учебных предметов «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение». |
В течение года |
Учителя-предметники |
6. |
Формирование у учащихся общих представлений об особенностях строения организма человека, его внутренних органах и выполняемых при изучении учебного предмета «Человек и мир» |
В течение года |
Учителя-предметники |
|
Формирование у учащихся правильных пищевых привычек на учебных предметах «Биология», «Допризывная и медицинская подготовка», «Физическая культура и здоровье». |
В течение года |
Учителя-предметники |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ |
|||
1. |
Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия по формированию культуры здорового питания в семье |
В течение года |
Классные руководители |
2. |
Информирование родителей о принципах здорового питания путем консультаций, лекций, размещения данной информации на сайтах учреждений образования. |
В течение года |
Классные руководители |
3. |
Издание информационных бюллетеней для родителей о правилах здорового питания |
В течение года |
Классные руководители |
4. |
Работа родительского университета |
1 раз в четверть |
Мехович Л.Н. педагог социальный |
5. |
Участие родителей в мероприятиях шестого школьного дня (в рамках направления «Здоровый образ жизни» |
1 раз в месяц |
Классные руководители |
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|||
1. |
Мониторинг удовлетворенности учащихся школьным питанием, изучение мнения (анкетный опрос) обучающихся и их родителей по вопросам организации питания |
Октябрь, 2024 Апрель, 2025 |
Хатылёва Е.А. заместитель директора по учебной работе, классные руководители |
2. |
Рассматривание на совещании при директоре результатов контрольных мероприятий, аналитические материалы по совершенствованию системы питания в учреждении образования. |
Январь, Май 2025 |
Хатылёва Е.А. заместитель директора по учебной работе |
3. |
Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальной нормативной правовой и другой документации, касающейся вопросов организации питания. |
В течение года |
Хатылёва Е.А. заместитель директора по учебной работе |
4. |
Организация работы Совета по питанию |
В течение года |
Хатылёва Е.А. заместитель директора по учебной работе |
5. |
Контроль за соблюдением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдение персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья |
В течение года |
Члены совета по питанию |