ПАМЯТКА
по методике получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием.
Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием граждане (несовершеннолетние) редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с указанными выше гражданами педагогам необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения человека (ребенка):
- физические признаки (боль при сидении, ходьбе; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия; жалобы на боль и зуд в области гениталий; повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале; недержание мочи; наличие инфекций, передающихся половым путем; беременность);
- изменения в выражении сексуальности (кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе; необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого); повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности; склонность к сексуальным действиям; имитация полового акта с характерными стонами и движениями; соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к другим людям (детям);
- изменения в эмоциональном состоянии и общении (трудности в коммуникациях с другими людьми (детьми) (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми); внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; частая задумчивость, отстраненность; постоянная депрессивность, грустное настроение; нежелание принимать участие в подвижных играх; непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее; чрезмерная склонность к скандалам и истерикам; терроризирование младших детей и сверстников; чрезмерная податливость, навязчивая зависимость; возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение; отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста); рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку...»); утрата туалетных навыков (чаще у малышей); равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков));
- изменения личности и мотивации, социальные признаки (прогулы занятий в учреждении образования; внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям; неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту, принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими ч их воспитанию); неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой; отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков));
- изменения самосознания (снижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям); суицидальные разговоры и попытки);
- невротические и психосоматические симптомы (обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми); сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей); боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре); головная боль, боли в области желудка и сердца; навязчивые страхи; расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
ИДН МОБ Хойникского РОВД